PPL: как началось. Часть 1.
TL;DR
Более лирическая первая часть. Почему летать. Три волны интереса, первые обзорные и ознакомительные полеты в Биррфельде и Гренхене. Про практические аспекты — в следующей части.
Первая волна интереса: никаких полетов
Я точно помню, что еще в 2012 году, уезжая учиться в Швейцарию, я отвечал на вопрос коллеги: “А что бы ты еще хотел там делать помимо учебы?” примерно так “Научиться летать на самолете.” Чего я не помню вообще, так это почему именно в дорогой стране Швейцарии, а не в России или еще где-нибудь — ведь интерес к авиации сопровождал меня более-менее постоянно примерно со средней школы. Скорее всего, я просто ляпнул не думая, но…
…но видимо, что-то это значило. Первые документальные свидетельства поиска школы для полетов в Швейцарии относятся уже ко второй неделе моего пребывания там — сентябрь 2012. Тогда я стал выходить на контакт с академической летной группой в ETH Zurich (моем университете), и с какими-то рандомными школами, найденными в интернете.
Из ответов стали вырисовываться два главных препятствия:
- Язык обучения: формально для обучения в Швейцарии доступен английский 1, но, судя по сайтам школ и близлежащих аэропортов, ключевая информация, материалы и прочие необходимости чаще представлены на языке кантона (в моем случае — немецком);
- Цена: как, в общем-то, и ожидалось, она оказалась для начинающего PhD студента огромной. Первый год аспирантуры не позволял начинать обучение сходу.
Соответственно, мной были сделаны два вывода: придется сначала подбить язык и немного поднакопить. Помимо этого, меня быстро догнала повседневная аспирантская жизнь и стало как-то не до PPL. Рвение поутихло.
Вторая волна интереса: полеты в Биррфельде
Через три года, в августе 2015, когда за плечами был уже выученный немецкий и похороненная под кучей повседневных мелочей и других хобби мечта о PPL, я решил реализовать подаренный мне друзьями так называемый “Rundflug” (т.е. “обзорный полет”). Он выполнялся с аэродрома Birrfeld (LSZF), расположенного к западу от Цюриха, и включал в себя сорок минут летного времени по какому-нибудь красивому маршруту.
Маршрут был действительно красивым — мы зацепили часть Цюриха (что, как я понял позже, было огромным везением: город «закрыт» загруженной контрольной зоной CTR клотенского аэропорта и туда «мелких» пускают только если свободно), пролетели над Zurichsee, дальше мимо Aegerisee через Zugersee к Люцерну, и вернулись прямиком в Биррфельд.
В таком полете ты пассажир. Ты сидишь в правом кресле или сзади, а поуправлять дают совсем недолго, минут пять-десять, если повезет. Это и понятно: полет за «красотами», никакого намека на PPL. Я недолго подержался за штурвал, на том все для меня и кончилось. Из «пилотских» впечатлений: запомнилось, что психологически офигенно трудно было ввести самолет в крен для поворота — казалось, будто мы тут же «соскользнем» с невидимой наклонной плоскости вниз. Из общих впечатлений: очень красиво, но в погожий день потряхивало — к концу я рад был вернуться на землю :-)
Зацепленный опытом, какое-то время спустя я записался на уже не обзорный, а ознакомительный полет все в том же Биррфельде: так называемый “Shnupperflug” (чем мне нравится немецкий, так это точностью формулировки: “schnuppern” = “понюхать”). Такие полеты предлагают все школы, и их отличительной особенностью является нацеленность на потенциальное обучение. Тебя сажают в левое (командирское) кресло, дают держаться за органы управления, а в случае последующего поступления в данную школу отлетанное время записывают в логбук.
Впечатления от этого шнупперфлюга, как ни странно, оказались смазанными. Инструктор дал поуправлять самолетом буквально пятнадцать минут в середине полета, это крайне мало. Я сделал пару кругов влево и пару вправо в зоне к северу от Ленцбурга, после чего инструктор взял управление и мы вернулись в Биррфельд. Я не понял ничего, и мой интерес, в общем-то, снова заглох.
Третья волна интереса: полеты в Гренхене
Последним и самым главным триггером к настоящим поискам школы стал еще один Schnupperflug, подаренный мне спустя месяц после предыдущего будущей женой :-) Он выполнялся летной школой в аэропорту Grenchen (LSZG), расположенном в центральной Швейцарии (к северу от Берна) и имеющем статус «регионального»: там есть своя, настоящая, диспетчерская контрольная зона и туда летают региональные рейсы.
Полет случился в ноябре 2015. В этот раз сложилось все: хорошая видимость, погода без тряски, прекрасный инструктор! Он сразу прямым текстом сказал мне то, что и должен говорить нормальный инструктор будущему курсанту: «Я хочу, чтобы в этом полете ты делал все сам с самого начала и до самого конца». Буквально — начиная с подготовки самолета в ангаре и чек-листа перед запуском, продолжая рулением и заканчивая самой посадкой (см. видео ниже).
Мы, действительно, с полного нуля подготовили машину к полету: осмотр, тесты топлива, проверка масла, выкатывание из ангара (со всеми сопутствующими «играми в уголки», когда один самолет заперт другими и вы катаете их туда-сюда в тесном пространстве). После полета — заправка и возврат на место.
Именно здесь впервые довелось управлять самолетом по земле (непривычно работать ногами как «рулем»!), я взлетал, летал и садился.
…по крайней мере, я пытался управлять: все элементы полета сам я выполнить принципиально не мог — инструктор как минимум должен был помогать ногами на разбеге (эти эффекты неочевидны и я не догадывался об их существовании, опишу когда-нибудь потом) и руками при посадке. Но в остальное время он вообще не держал руки на штурвале! Я думаю, это показатель либо большого профессионализма, либо большой смелости-пофигизма. Исходя из правдивой народной летной поговорки
“There are no old and bold pilots” — «Старых смелых летчиков не бывает»,
я все же склоняюсь к первому. Когда я буду подводить итоги выбора школы в следующей части, я обязательно скажу пару слов о таком качестве инструктора, как спокойствие и уверенность в студенте.
Именно после Гренхена пришло понимание, что никуда от PPL не деться. В апреле 2016 был еще один шнупперфлюг там же (ничего нового к впечатлениям он в целом не добавил) и я плотно взялся за поиски школы, найдя ее к июню 2017. Про сам выбор и его особенности, выведенные из этого опыта, я напишу в следующей части — это будет более практический пост.
Ссылки
Кстати, так было не всегда: насколько мне известно, английский как официальный язык сдачи теории был одобрен около 2010-11 года, то есть примерно за год-два до моего приезда в Швейцарию. ↩︎
«Шуровать» штурвалом над полосой, направляя самолет вниз в попытках придавить к земле — это верный способ однажды угробить самолет, добившись так называемого “Propeller strike” или “Pilot-induced Oscillation”. Последнее может привести к вот таким (видео) результатам. ↩︎
Want to discuss anything? Comments are welcome via e-mail alexey@gronskiy.com, Telegram @agronskiy or any other social media.